Такое мнение очень ошибочно, ибо практика подтверждает, что пострадать от аквапланирования может каждый. Разберемся, как же возникает этот эффект и как с ним бороться.
Эффект аквапланирования
При езде по мокрой дороге сцепление шин с покрытием дороги снижается вдвое. При попадании колес в лужу, их протектор выталкивает воду из места контакта с дорогой. Кроме того, перед едущим колесом образовывается небольшой вал из воды. Его высота может колебаться от 1 до 3 см.
Получается, что слой воды как бы вклинивается между колесом и дорожным полотном. Причем, расчеты показали, что сила давления этого «клина» достигает 30-40 кг.
До какого-то момента покрышки авто способны выдавливать образовавшийся водяной клин из-под себя. Но с ростом скорости протектор просто не успевает удалять нужное количество воды, и шина поднимается над поверхностью дороги, «всплывает». При этом коэффициент сцепления колес с дорогой становится равным нулю. Управлять машиной в данном состоянии практически невозможно.
Существует три основных фактора, влияющие на возникновение эффекта аквапланирования:
{typography list_number_bullet_blue}1. Скорость передвижения;||2. Толщина слоя воды;||3. Рисунок и высота протектора покрышек.{/typography}
Если говорить о первом факторе, то испытания показали, что критическая скорость лежит в пределах от 70 до 100 км/ч. Но на практике этот эффект может наступить и значительно ранее. Ведь на него влияют множество дополнительных факторов, таких как состояние подвески, шероховатость дороги, давление в колесах и др. Отметим, что аквапланирование может быть уже на скорости 40 км/ч.
Толщина слоя воды очень зависит от конфигурации дорожного покрытия и водоотводящих конструкций. К примеру, на идеально ровном автобане эффект аквапланирования наступит значительно быстрее, чем на шероховатой дороге. Ведь во втором случае ей необходимо заполнить все поры и покрыть все выступающие элементы.
Что касается рисунка протектора, то для эффективного удаления воды из места контакта он должен иметь достаточно широкую центральную канавку с отходящими от нее более узкими, идущими к боковой части. Лучше всего использовать направленный рисунок в виде «елочки».
Конечно, износ протектора шин должен быть минимальным. Ведь при критических значениях износа, покрышка может «всплыть» даже при толщине водяного слоя в 1 мм.
Эффект аквапланирования